25.07.2017 Главная arrow Послевоенное производство автомобилей в СССР
Главная
Автомобили 19 века
Автомобилестроение до 1917 года
Довоенные советские авто
Послевоенное производство автомобилей в СССР
Послевоенное производство автомобилей в СССР
Автопромышленность СССР в 80-х годах.

Широкие исследования и разра­ботки ведет наша промышленность по созданию электромобилей. Еще в 1948 г. НАМИ изготовил опыт­ную партию электромобилей для .развозки почты и продуктов, про­вел серию исследований в этой об­ласти. В 70-е годы НИИ автомо­бильного транспорта и Всесоюзный НИИ электротранспорта построили ряд опытных электромобилей (лег­ковых и фургонов). Позже к экспе­риментальным работам в этой об­ласти подключились автомобильные заводы ВАЗ, ЕрАЗ, РАФ, УАЗ. Электромобили РАФ обслуживали в 1980 г. Олимпийские соревнова­ния, аккумуляторные фургоны НИИАТ и УАЗ находились в опыт­ной эксплуатации в Подольске и Москве. «Основные направления экономического и социального раз­вития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года» преду­сматривают в  годы одиннадцатой пятилетки начать серийное произ­водство электромобилей с кузова­ми «фургон» для доставки малых партий грузов.

Продолжение...
 
Автомобили в 70-х годах в СССР
Период девятой (1971—1975 гг.) и десятой (1976—1980 гг.) пятиле­ток в истории советского автомо­билестроения отмечен значитель­ным ростом производства автомо­билей. В годы девятой пятилетки вышел на проектную мощность (660 тыс. машин в год) Волжский автомобильный завод, полным ходом развернули произ­водство легковых машин Ижевский автомобильный завод и новые цеха АЗЛК, начал давать продукцию но­вый завод микроавтобусов в Елга­ве. Одновременно шло строитель­ство комплекса предприятий по производству тяжелых грузовиков КамАЗ в Брежневе, сооружение новых и реконструкция старых цехов на ЗИЛ, ГАЗ, БелАЗ. Наши ведущие заводы не только расширились, технически перево­оружились, но и создали большое число филиалов, участвующих з процесса производства машин. ЗИЛ, например, имеет шестнадцать фи­лиалов. Целый ряд дочерних пред­приятий появился у ГАЗ, МАЗ, АЗЛК, ЯМЗ. Созданные на основе научно обоснованного планирова­ния они призваны углубить специ­ализацию, которая началась в кон­це 50-х годов.
Продолжение...
 
Автомобильная промышленность 50-60 годов.
К середине 50-х годов наша авто­мобильная индустрия представляла собой развитую и хорошо оснащен­ную отрасль народного хозяйства, которая выпускала широкий ассор­тимент моделей В 1958 г. общий выпуск машин всех типов превысил полмиллиона. Рост автомобильного парка, расширение сети дорог с твердым покрытием, увеличение грузоперевозок и пассажироперевозок поставили перед автомобильными заводами новые задачи. Транспорту нужны были са­мосвалы, городские автобусы, гру­зовики повышенной проходимости, седельные тягачи, малотоннажные грузовики, специализированные ма­шины, фургоны. Организация их вы­пуска на тех же заводах, где шло изготовление базовых моделей, яв­лялась экономически малоэффек­тивной. Наиболее рационально бы­ло вывести производство таких ма­шин на специализированные пред­приятия, т. е. распределить внутри отрасли, так сказать, производст­венные обязанности. Но чтобы спе­циализация обрела реальные фор­мы, мало создать новые заводы, надо еще четко определить разно­видности моделей, которые пред­стоит освоить в будущем, обосно­вать необходимость той или иной машины, наметить комплекс техни­ческих данных для каждой модели, вытекающих из ее назначения. На­конец, спрогнозировать количествен­ную потребность разных отраслей народного хозяйства в таких авто­мобилях и, исходя из этого, вести строительство новых или реконст­рукцию существующих заводов. Та­кой научно обоснованный план ра­боты над новыми моделями авто­мобилей, план, рассчитанный на десять—двенадцать лет вперед, но­сит название «перспективного типа­жа». Он является одним из основ­ных документов, определяющих раз­витие автомобилестроения в СССР на ближайшие годы, его требова­ния рассматриваются и учитывают­ся при составлении очередных пяти­летних планов развития народного хозяйства СССР. Разработку пер­спективных типажей автомобилей, а также двигателей и других агре­гатов ведет головной НИИ отрас­ли — НАМИ.
Продолжение...
 
Другие послевоенные автомобили СССР

Другая интересная легковая мо­дель, которую ГАЗ освоил в первую послевоенную пятилетку, ЗИМ (ГАЗ-12). На ней впервые в отече­ственном автомобилестроении на­шли применение: гидромуфта в трансмиссии, тормоза, где каждая колодка имела свой рабочий тор­мозной цилиндр, и капот двигателя, полностью открываемый либо на левую, либо на правую сторону. . Самым массовым советским гру­зовиком в послевоенные годы стал ГАЗ-51. Надо отметить, что уже перед началом Великой Отечествен­ной войны две трети автомобиль­ного парка страны составляли ма­шины марки ГАЗ, главным образом грузовики. Серийное производство нового автомобиля завод начал в конце 1945 г. Производство ГАЗ-51 и его модернизированного варианта ГАЗ-51 А, очень надежных и долговечных машин, шло почти 30 лет, и до сих пор они часто встречаются на наших дорогах. За три десятка лет ГАЗ-51 не раз мо­дернизировали. На автомобилях первых выпусков стояла кабина смешанной деревометаллической конструкции с деревянными под­ножками. Потом их заменили ме­таллическими. С 1951 г. бензобак установили не под кузовом, а в ка­бине под сиденьем. В 1955 г. диско­вый трансмиссионный тормоз усту­пил место барабанному, а год спус­тя был расширен кузов, который получил три откидных борта (преж­де откидывался только задний). Все эти изменения нашли отражение в индексе модели — ГАЗ-51А. Кон­струкция ГАЗ-51 была столь удач­ной, что выпуск этой машины по советской технической документа­ции развернули в ПНР («Люб-лин-51») и КНДР («Сынри-58»). Собственно ГАЗ-51 послужил базой для многочисленных моделей и мо­дификаций: автобусов ПАЗ-651 и ПАЗ-653, самосвала ГАЗ-93, седель­ного тягача ГАЗ-51 П и других ма­шин.

На базе агрегатов ГАЗ-51 горь­ковчане создали грузовик повышен­ной проходимости ГАЗ-63. На зад­ней оси машины стояли односкат­ные колеса, которые имели такую же колею, как и передние. При движении по грязи, снегу, песку все колеса шли «след в след», не испы­тывая дополнительного сопротивле­ния качению за счет разной шири­ны колеи. Кстати, вслед за ГАЗом и другие наши заводы начали при­менять односкатные шины и одина­ковую колею всех колес на своих грузовых моделях повышенной про­ходимости: МАЗ с 1955 г., ЯАЗ с 1956 г., ЗИЛ с 1961 г.

За создание и освоение производ­ства новых моделей ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-20 и ГАЗ-12 большой группе работников Горьковского автомо­бильного завода, в том числе его директору Григорию Сергеевичу Хламову, главному инженеру Ни­колаю Ивановичу Строкину, глав­ному конструктору Андрею Алек­сандровичу Липгарту, конструкто­рам Николаю Александровичу Юш-манову, Александру Дмитриевичу Просвирнину и другим была при­суждена Государственная премия.

Автомобили «Победа» и ГАЗ-12 предназначались главным образом для эксплуатации в качестве такси, а также служебного пользования. Индивидуальным же владельцам не­обходим был более компактный и дешевый легковой автомобиль. До­военный, хотя и усовершенствован­ный, КИМ-10-52 с четырехдверным кузовом тогда уже устарел и нуж­дался в замене более совершенной малолитражной моделью.

Продолжение...
 
Автомобиль ГАЗ-20 "Победа"

Среди послевоенных моделей Горьковского автомобильного заво­да заслуживает особого внимания ГАЗ-20 «Победа». Эта машина счи­талась исключительно долговечным и выносливым автомобилем. ГАЗ-20 отличала удачная форма кузова, которая обеспечивала очень малое аэродинамическое сопротивление. Кроме того, автомобиль с так на­зываемой понтонной концепцией ку­зова по тем временам был исклю­чительно прогрессивным решением, что послужило началом автомобиль­ной моды на «бескрылые» кузова.

Продолжение...
 
Первые послевоенные автомобили в СССР

Победа советского народа в Ве­ликой Отечественной войне вернула страну к мирному труду. Страна приступила к восстановлению авто­мобильной промышленности, рекон­струкции заводов. Началась подго­товка к выпуску новых моделей: ЗИС-150, ЗИС-110, ГАЗ-20, ГАЗ-51, ЯАЗ-200.

19 июня 1945 г. руководители партии и правительства осмотрели в Кремле образцы новых машин, подготовленных к производству. Машины были одобрены, и 26 авгу­ста 1945 г. было подписано поста­новление Государственного Комите­та Обороны «О восстановлении и развитии автомобильной промыш­ленности». Новый пятилетний план восстановления и развития народ­ного хозяйства на 1946—1950 гг. предусматривал бурное развитие автомобильной промышленности. Наряду с расширением и реконст­рукцией таких предприятий, как ЗИС, ГАЗ, ЯАЗ, МЗМА (бывший завод имени КИМ), «УралЗИС» и УАЗ,  предстояло построить новые автомобильные заводы в Минске, Кутаиси, Одессе, Львове и ряде других городов страны.

Продолжение...
 

 

История автомобилестроения, история авто, ретро автомобили, старинные авто, авто 19 века, ремонт и эксплуатация авто, чип тюнинг © 2017