17.12.2017 Главная arrow Послевоенное производство автомобилей в СССР arrow Первые послевоенные автомобили в СССР
Главная
Автомобили 19 века
Автомобилестроение до 1917 года
Довоенные советские авто
Послевоенное производство автомобилей в СССР
Первые послевоенные автомобили в СССР

Победа советского народа в Ве­ликой Отечественной войне вернула страну к мирному труду. Страна приступила к восстановлению авто­мобильной промышленности, рекон­струкции заводов. Началась подго­товка к выпуску новых моделей: ЗИС-150, ЗИС-110, ГАЗ-20, ГАЗ-51, ЯАЗ-200.

19 июня 1945 г. руководители партии и правительства осмотрели в Кремле образцы новых машин, подготовленных к производству. Машины были одобрены, и 26 авгу­ста 1945 г. было подписано поста­новление Государственного Комите­та Обороны «О восстановлении и развитии автомобильной промыш­ленности». Новый пятилетний план восстановления и развития народ­ного хозяйства на 1946—1950 гг. предусматривал бурное развитие автомобильной промышленности. Наряду с расширением и реконст­рукцией таких предприятий, как ЗИС, ГАЗ, ЯАЗ, МЗМА (бывший завод имени КИМ), «УралЗИС» и УАЗ,  предстояло построить новые автомобильные заводы в Минске, Кутаиси, Одессе, Львове и ряде других городов страны.

В первые послевоенные годы заводы-новостройки еще не распола¬гали собственными опытными конструкторскими кадрами. Поэтому с конвейеров предприятий в Мин¬ске, Ульяновске, Кутаиси сходили модели, спроектированные опытными специалистами в Москве, Горьком, Ярославле. В свою очередь, три завода-ветерана и один НИИ вы¬нуждены были одновременно создавать также новые конструкции для собственного производства, вести исследования и эксперименты с рассчетом на перспективу. Естественно, что в таких условиях наше автомо¬билестроение использовало и передовой зарубежный опыт. Так, кон¬струкции дизелей ЯАЗ, автобусов и грузовиков ЗИС обладают опре» деленной преемственностью с дви« гателями и автобусами «Джиэмси», грузовиками «Студебекер». В этой связи небезынтересно отметить та¬кую деталь. «Студебекеры» оснаща¬лись двигателями фирмы «Герку¬лес», той самой фирмы, по техниче¬ской документации которой в 1931 г. началось в нашей стране изготовле-.ние двигателей для грузовиков АМО-3 и ЗИС-5. Неудивительно, что двигатели «Студебекер-ЮС 6X6» и ЗИС-5 имели немало сходства в конструкции, но различались в то же время многими деталями. Между прочим, случаи не только заимствования технических реше¬ний, но и прямого копирования (без покупки лицензий) не редкость в истории мирового автомобилестроения. Так, в 1924 г. немецкая фирма «Опель» организовала выпуск модели 4/12, являвшейся копией французского автомобиля «Ситро-ен-5ЛС» 1923 г. Более поздний пример: английский завод «Бристоль» в 1946 г. начал производство спортивной машины «Бристоль-400», прототипом для которой послужил немецкий БМВ-327. Возвращаясь к дизелям ЯАЗ-204 и грузовикам ЗИС-151, хочется также подчеркнуть, что в 1946— 1947 гг., когда шла подготовка к их производству, «холодная война», развязанная правительством США, не шла на пользу укреплению коммерческих связей между СССР и США.

Это обстоятельство не могло не сказаться на направлениях тех¬нической политики нашего автомо¬билестроения. Прежде чем рассматривать послевоенные модели ведущих заводов, обратимся к новостройкам пятилетки. В годы войны на небольшом заводе в Минске (МАЗ) собирались, как на ГАЗ и ЗИС, американские грузовики, поставлявшиеся по ленд-лизу. После расширения завод с 1947 г. приступил к выпуску само¬свалов МАЗ-205, в то время как в Ярославле производили унифицированный с ним грузовик ЯАЗ-200 (с 1950 г. его производство передали на МАЗ). Кутаисский завод с августа 1951 г. приступил к изготовлению самосвалов на базе ЗИС-150.

Двумя годами раньше начал ставить самосвальные кузова на шасси, получаемые с ЗИС, Мытищинский машиностроительный завод. Самосвалы ГАЗ-93 на шасси ГАЗ-51 в эти годы стал строить Одесский автосборочный завод. Львовский автобусный завод в первые послевоенные годы выпус¬кал автокраны на шасси грузовиков ЗИС-5В и только с 1957 г. перешел на производство автобусов. На Ульяновском автомобильном заводе первоначально планировали выпускать грузовик ЗИС-253. Его опытные образцы УАЗ извотовил по технической документации,разрабо¬танной специалистами ЗИС в 1945 г. Трехцилиндровый двигатель для ЗИС-253 должен был поставлять ЯАЗ. Наряду с четырехцилиндро¬вым ЯАЗ-204 и шестицилиндровым ЯАЗ-206 этот двигатель принадле¬жал к унифицированному семейству двухтактных дизелей типа «Джиэм-си-71». Для их производства на ЯАЗ были введены в строй новые цеха, а с ноября 1944 г. стало по¬ступать закупленное в США обору¬дование. Однако проводимая с 1946 г. правительством США поли¬тика «холодной войны» затормози¬ла этот процесс. На полученном оборудовании ЯАЗ смог развернуть выпуск лишь четырехцилиндровых (для автомобилей ЯАЗ-200, МАЗ-200, ЗИС-154) и шестицилиндровых (для ЯАЗ-210, ЗИС-127) двигате¬лей. Таким образом, от грузовика с трехцилиндровым двигателем при-шлось отказаться. В результате УАЗ был переориентирован на изготовление модели ГАЗ-ММ, которую прежде выпускал Горьковский авто¬мобильный завод. Эти машины УАЗ строил с 1947 по 1950 г. Позже завод собственными силами спроекти-ровал УАЗ-300, полуторатонный грузовик на базе ГАЗ-ММ, но с современным внешним видом и усовер¬шенствованными узлами. Но он так и не вышел из стадии опытного образца, так как основу его составляла конструкция почти тридцатилетней давности. В Миассе Уральский автомобильный завод методически наращивал производство грузовиков «Урал-ЗИС-5В», прекрасно зарекомендовавших себя в военные годы. Эта машина постепенно модернизировалась: с 1950 г. были установлены гидравлические тормоза на все колеса, с 1951 г. повышена мощность двигателя до 77 л. с, а с 1953 г. — до 85 л. с, введен новый масляный фильтр, вынесен бензобак из кабины под кузов, применен ряд более совершенных узлов.

Наряду с базовой моделью завод выпускал газогенераторную моди¬фикацию грузовика «УралЗИС-21А», для которой топливом служили дре¬весные чурки. Эта машина нашла широкое применение на лесоразра¬ботках и в северных лесных районах. Позже на смену моделям «УралЗИС-5М» и «УралЗИС-21А» соответственно пришли модернизи¬рованные модели «УралЗИС-355» и «УралЗИС-352». Московский ЗИС до 1946 г. вы¬пускал модель ЗИС-5В, а с 1947 г. начал производство новой машины ЗИС-150. Некоторое время он изго¬товлял переходную модель ЗИС-50, которая представляла собой ЗИС-5В с 90-сильным двигателем ЗИС-120, который позже ставился на ЗИС-150. Надо отметить, что ЗИС-150 явился первым отечествен¬ным серийным автомобилем с пяти¬ступенчатой коробкой передач. Между прочим, в том же году, но на четыре месяца позже приступил к изготовлению грузовиков ЯАЗ-200 (тоже с пятиступенчатой трансмис¬сией) Ярославский автомобильный завод. Наряду с ЗИС-150 завод освоил в годы первой послевоенной пяти¬летки еще три новые модели, кото¬рые сыграли важную роль в истории нашего автомобилестроения. ЗИС-151 отличала колесная форму¬ла 6X6 (все три оси ведущие). Та¬кая схема впервые нашла примене¬ние на советском серийном автомобиле. Любопытна предыстория мо¬дели ЗИС-151. Опытные образцы грузовиков с тремя ведущими ося¬ми накануне Великой Отечествен¬ной войны построил и испытал ГАЗ. После ее окончания горьковчане спроектировали трехосную модель ГАЗ-33, унифицированную с грузо¬виком повышенной проходимости ГАЗ-63. Однако 70-сильный вариант двигателя ГАЗ-11 для машины с колесной формулой 6x6 оказался недостаточно мощным. Опыт экс¬плуатации аналогичных по конст¬рукции машин («Студебекер-ЮС-6X6», «Интернационал М-5-6», «Джиэмси ЦЦКВ-353») показал, что такому автомобилю нужен дви¬гатель мощностью 90—95 л. с. Но его (ЗИС-120) отечественная пр¬мышленность только начинала вы¬пускать, и ГАЗ в 1946—1947 гг. не мог еще рассчитывать на этот мо¬тор. ЗИС, опираясь на опыт произ-водства машины ЗИС-32 с колесной формулой 4X4, на базе ЗИС-150 разработал грузовик ЗИС-150П. Однако впоследствии отдал пред¬почтение конструкции с колесной формулой 6X6 и, базируясь на раз¬работку инженеров ГАЗа, создал модель ЗИС-151. Об известной пре¬емственности между ГАЗ-63, его трехосной разновидностью ГАЗ-33 и ЗИС-151 свидетельствует, в част-ности, одинаковая конструкция ведущих мостов. Важными вехами в развитии отечественной автомобильной техники стали ЗИС-154 и ЗИС-110. Боль¬шой городской автобус ЗИС-154, первые экземпляры которого появи¬лись на улицах столицы в канун ее 800-летия, явился первым советским автомобилем серийного производства, имевшим электротрансмис¬сию, заднее расположение силового агрегата, вагонную компоновку.

Другой новый автомобиль завода — представительский лимузин ЗИС-110— тоже обладал большим чис¬лом новшеств: независимой подвеской передних колес, гипоидной главной передачей, гидравлическими толкателями клапанов, устраняющими необходимость в регулиров¬ках зазоров, гидравлическими стек¬лоподъемниками. Труд специалистов ЗИС, принимавших участие в разработке и освоении послевоен¬ных моделей (ЗИС-110, ЗИС-150, ЗИС-151), по достоинству оценила Родина, отметив Государственными премиями Фому Семеновича Демьянюка, Ивана Алексеевича Лихачева, Григория Георгиевича Михайлова, Андрея Николаевича Островцева, Бориса Михайловича Фиттермана, Георгия Александровича Фесту и других.

 
След. >

 

История автомобилестроения, история авто, ретро автомобили, старинные авто, авто 19 века, ремонт и эксплуатация авто, чип тюнинг © 2017