17.12.2017 Главная arrow Главная arrow Автомобильная промышленность 50-60 годов.
Главная
Автомобили 19 века
Автомобилестроение до 1917 года
Довоенные советские авто
Послевоенное производство автомобилей в СССР
Автомобильная промышленность 50-60 годов.
Оглавление
Автомобильная промышленность 50-60 годов.
Страница 2
Страница 3
 

Что касается опытных работ, то следует отметить эксперименталь­ные «джипы» «Москвич-415» и «Мо-сквич-416» (1959—1961 гг.), систе­му электронного впрыска топлива ЦНИИТА (1962 г.), спортивный ав­томобиль ЗИЛ-112С (1962 г.), че­тырехосный тягач НАМИ-058 (1967 г.), снегоход УАЗ-451С (1963 г.),дизель «УралАЗ» (1968 г.), легковой автомобиль НАМИ-1101 с передними ведущими колесами (1969 г.),    гоночный автомобиль


«Москвич-Г5» с пятиступенчатой коробкой передач (1969 г.), само­свальный 120-тонный автопоезд БелАЗ-549В с газовой турбиной и электротрансмиссией  (1970 г.).

Период 1966—1970 гг. был отме­чен не только ростом технического совершенства выпускаемых моде­лей, но и повышением их качества, увеличением масштабов производ­ства. С 1966 г. стал изготовлять фургоны ЕрАЗ-762, унифицирован­ные с автобусом РАФ-977, Ереван­ский автомобильный завод. Первые уральские «Москвичи» собрал в том же году Ижевский автомобильный завод. С 1969 г. дает продукцию — самосвалы САЗ-3502 — Фрунзенский автосборочный завод. В это же вре­мя развернули производство авто­мобильных двигателей два специа­лизированных предприятия в Уфе— для московских и ижевских «Моск­вичей» и в Заволжье — для машин ГАЗ, ЕрАЗ, ПАЗ, РАФ.

Особое место в развитии автомо­билестроения всегда занимали го­ночные и спортивные машины. Несмотря на единич­ный или мелкосерийный масштаб изготовления, они играют важную роль в прогрессе автомобильной техники. Именно на этих автомоби­лях впервые в СССР появились опытные конструкции независимой подвески всех колес («Звезда-1»), торсионной подвески («Харьков-Л 1-250»), нагнетателей («Звезда-1»), поршневых двигателей с двумя рас­пределительными валами в головке («Харьков-Л 1 -250», «Харьков-6»), газотурбинных двигателей («Пио-нер-1», ХАДИ-7), вынесенных из колес тормозов (МАЗ-1500, ЗИЛ-112С), кузовов из стеклопластика (НАМИ-041М, ЗИЛ-И 2/2, «Эсто-ния-9»). Эксперименты, проводимые на гоночных и спортивных машинах, влекли за собой постоянные изме­нения в их конструкции и техни­ческих показателях. Для одного и того же автомобиля изготовляли по нескольку сменных силовых аг­регатов («Звезда-6», «Харьков-Л2»), другие модернизировали в несколь­ко этапов («Пионер», ЗИЛ-112С, «Москвич-Г4»).

Наряду с предприятиями и НИИ автомобильной промышленности (ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, МЗМА, НАМИ), проектирование и постройку гоноч­ных и спортивных машин вели за­воды других отраслей, авторемонт­ные предприятия, на которых были созданы машины «Эстония», «Ки­ев», ГМ, ГА, «Ленинград-2», ла­боратории институтов (ХАДИ, МАДИ), таксомоторные парки. Не­которые из них изготовляли маши­ны (КВН-2500, КВН-1300, ГМ-20, ГА-22, «Москвич-Г4», «Звезда-500», «Киев») небольшими (по 3 — 5 штук) партиями, а Таллинский опытный авторемонтный завод еже­годно выпускал по 30—50 гоночных автомобилей с двигателями ИМЗ-М52, «Вартбург», «Москвич-412», ВАЗ-21011.

Особую группу среди гоночных автомобилей составляют рекорд­ные. На одном из них установлен абсолютный всесоюзный рекорд ско­рости— 311,4 км/ч. Этот результат показал в августе 1963 г. на соля­ном озере Баскунчак московский спортсмен, заслуженный мастер спорта Илья Александрович Тихо­миров. Его машина «Пионер» вто­рой модификации представляла со­бой реконструированное шасси «Харьков-Л 1» с установленными вдоль бортов двумя газотурбинны­ми двигателями мощностью по 68 л. с. Рекорды, превышавшие меж-

дународные, установлены на авто­мобилях «Звезда-6». ХАДИ-5, «Харьков-Л2», «Пионер-2», ХАДИ-13Э. Последняя машина, как и ее предшественница ХАДИ-ПЭ, снаб­жена электродвигателем и серебря­но-цинковыми аккумуляторами.

Спортивные автомобили изготов­лялись исключительно для соревно­ваний, главным образом кольцевых гонок. После 1967 г. спортивная регламентация не поощряла их уча­стие в гонках, и работы над ними были прекращены. Ряд интересных опытных образцов спортивных авто­мобилей категории «Гран туризмо» создан конструкторами-любителями. Особый интерес представляет ма­шина КД , которая по проекту Э. Молчанова была из­готовлена в шести экземплярах груп­пой московских автомобилистов. Она сконструирована на агрегатах ЗАЗ-965А и имеет кузов типа «ку­пе», выполненный из стеклоткани и полиэфирной смолы ПН-1. Ориги­нальную машину с кузовом из сте­клопластика построили москвичи братья А. и В. Щербинины. В этот же период АЗЛК построил прото­тип машины «Гран туризмо» на ба­зе «Москвича-408». Мощность дви­гателя этого автомобиля («Москвич-408-Турист») благодаря примене­нию системы впрыска топлива с электронным управлением (ЦНИИ-ТА) удалось повысить на 26%. Использование алюминия для на­ружных панелей кузова снизило массу машины на 50 кг.

Рост благосостояния народа по­ставил на повестку дня вопрос о значительном увеличении производ­ства легковых автомобилей для продажи населению. Поэтому в го­ды восьмой пятилетки (1966— 1970 гг.) наша страна приступила к   реконструкции автомобильного завода имени Ленинского комсомо­ла (АЗЛК, ранее МЗМА) в Москве с тем, чтобы он мог выпускать до 200 тыс. «Москвичей» в год. Одно­временно было развернуто строи­тельство такого же по мощности завода по производству «Москви­чей» в Ижевске.

Другим важным шагом в направ­лении дальнейшей автомобилизации страны явилось строительство авто­мобильного гиганта в Тольятти. Первые земляные работы на терри­тории будущего Волжского авто­мобильного завода (ВАЗ) были на­чаты в 1967 г. В интересах скорей­шего налаживания производства в мае 1966 г. с итальянской фирмой ФИАТ был заключен договор о тех­ническом сотрудничестве. Прототи­пом будущего автомобиля «Жигу­ли» избрали ФИАТ-124 — модель, признанную в 1966 г. «автомобилем года». Интенсивные испытания ма­шины, проведенные в условиях на­шей страны, выявили необходи­мость изменения конструкции про­тотипа. Он получил новый двига­тель с распределительным валом в головке цилиндров. Дисковые тор­моза задних колес уступили место барабанным, был значительно уси­лен кузов, введен ряд других усо­вершенствований. Строительство ав­томобильного завода на Волге шло быстрыми темпами. 9 сентября 1970 г. газета «Правда» на первой странице поместила сообщение: «С главного конвейера Волжского автозавода со­шли первые малолитражки».

В 1967 г. с конвейера Горьковско-го автомобильного завода сошел пятимиллионный грузовик марки ГАЗ, а в Москве был собран мил­лионный «Москвич». Автомобиль­ная промышленность СССР в 1971 г. впервые выпустила более миллиона машин.



 
< Пред.   След. >

 

История автомобилестроения, история авто, ретро автомобили, старинные авто, авто 19 века, ремонт и эксплуатация авто, чип тюнинг © 2017