26.06.2017 Главная arrow Главная arrow Автопромышленность СССР в 80-х годах.
Главная
Автомобили 19 века
Автомобилестроение до 1917 года
Довоенные советские авто
Послевоенное производство автомобилей в СССР
Автопромышленность СССР в 80-х годах.

Широкие исследования и разра­ботки ведет наша промышленность по созданию электромобилей. Еще в 1948 г. НАМИ изготовил опыт­ную партию электромобилей для .развозки почты и продуктов, про­вел серию исследований в этой об­ласти. В 70-е годы НИИ автомо­бильного транспорта и Всесоюзный НИИ электротранспорта построили ряд опытных электромобилей (лег­ковых и фургонов). Позже к экспе­риментальным работам в этой об­ласти подключились автомобильные заводы ВАЗ, ЕрАЗ, РАФ, УАЗ. Электромобили РАФ обслуживали в 1980 г. Олимпийские соревнова­ния, аккумуляторные фургоны НИИАТ и УАЗ находились в опыт­ной эксплуатации в Подольске и Москве. «Основные направления экономического и социального раз­вития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года» преду­сматривают в  годы одиннадцатой пятилетки начать серийное произ­водство электромобилей с кузова­ми «фургон» для доставки малых партий грузов.

Другое направление работ — обе­спечение значительного снижения доли токсичных веществ в отрабо­тавших газах существующих типов двигателей. И тут исследователи нашей страны намного опередили своих зарубежных коллег. Двига­тели с форкамерно-факельным за­жиганием представляют реальное решение этой проблемы. Они рабо­тают на очень бедной смеси, кото­рая, сгорая, выделяет небольшое количество вредных примесей. ГАЗ и ЗИЛ в свое время уделили боль­шое внимание совершенствованию таких двигателей. Горьковский ав­томобильный завод в 1982 г. начал выпуск «Волги» модели ГАЗ-3102 с форкамерным двигателем.

Предприятия ГАЗ и ЗИЛ развер­нули в десятой пятилетке производ­ство газобаллонных грузовых ма­шин — ГАЗ-52-07, ГАЗ-53-07, ЗИЛ-138. На улицах появились также первые такси ГАЗ-24-07, работаю­щие на газовом топливе, прошли испытания газобаллонные автобусы ЛиАЗ-677Г и ЛАЗ-695П. В один­надцатой пятилетке производство таких машин будет расширено.

Повышение долговечности и на­дежности автомобилей — задача, которая останется одной из основ­ных для наших автозаводов и в одиннадцатой пятилетке. Промыш­ленность внимательно изучает за­просы автотранспортников, постоян­но ведет работу по повышению сро­ка службы автомобилей. Борьба за увеличение пробега до капиталь­ного ремонта всегда была для со­ветской автомобильной промыш­ленности одним из самых важных направлений технической политики. За годы десятой пятилетки этот показатель в среднем возрос при­мерно в полтора раза: со 120— 180 тыс. до 200—300 тыс. км, а в одиннадцатой — предстоит вести ра­боты по его дальнейшему повыше­нию. Увеличение пробега будет до­стигнуто не только благодаря со­вершенствованию технологии (азо­тирование шеек коленчатых валов на дизелях КамАЗ, обработка ку­зовов «Жигулей» составом «Тектил» и другие), применению более изно­состойких материалов, использова­нию новых масел. Немалую роль сыграет широкое внедрение таких передовых конструктивных решений, как более эффективные уплотнения, полнопоточные масляные фильтры и других.

Для упрощения обслуживания и снижения его трудоемкости в по­следние годы на автомобилях наш­ли применение бумажные воздуш­ные фильтры («Москвич», «Жигу­ли»), бесконтактная система зажи­гания (ЗИЛ-131, «Урал-375»), ште­керные разъемы в системе электро­оборудования («Жигули»), энжекторная очистка воздушного фильт­ра (КамАЗ), привод распредели­тельного вала при помощи зубчато­го ремня вместо цепи (ВАЗ-2105), шарниры подвески, рулевого управ­ления и карданной передачи, не требующие пополнения смазки за время эксплуатации, саморегулиру­ющиеся тормоза и другие устрой­ства.

В целом советское автомобиле­строение успешно завершило деся­тую пятилетку, обеспечив годовой объем производства свыше двух млн. автомобилей (см. табл. 24). За годы десятой пятилетки наши заводы изготовили более 10.6 млн.

машин, или на 34% больше, чем в десятой. Номенклатура наших пред­приятий в настоящее время охва­тывает более 350 моделей и моди­фикаций легковых и грузовых ав­томобилей, автобусов, троллейбу­сов, специализированных машин. В годы десятой пятилетки вступил в строй действующих Камский авто­мобильный завод, подвергся рекон­струкции ряд других предприятий.

Советские автомобили пользу­ются устойчивым спросом на зару­бежных рынках, они неоднократно экспонировались на многочислен­ных международных выставках и салонах.

Пути дальнейшего развития со­ветского автомобилестроения чет­ко определены «Основными направ­лениями экономического и социаль­ного развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 го­да». Этим документом предусмот­рено ускоренное развитие произ­водства грузовых автомобилей с дизелями. Ведущую роль в произ­водстве большегрузных автомобилей призван сыграть Камский комп­лекс, который должен обеспечить дизелями не только собственные гру­зовики, но и машины «Урал», ЗИЛ, ЛАЗ. Кроме КамАЗа задача орга­низации производства дизельных грузовиков на ближайшие десять лет поставлена перед ГАЗом, ЗИЛ­ом и КАЗом.

Так Горьковский автомобильный завод создает новое семейство ше­стицилиндровых дизелей воздушно­го охлаждения, которые найдут применение не только на грузови­ках семейства ГАЗ-4321, но также на специализированных автомоби­лях и автобусах. Автомобильный завод имени И. А. Лихачева, бази­руясь на конструкции опытного вось­мицилиндрового дизеля ЗИЛ-645, начнет выпуск грузовиков ЗИЛ-4331, а Кутаисский автомобильный завод приступит к выпуску самосвальных автопоездов семейства КАЗ-4540 с ше­стицилиндровым дизелем, унифици­рованным с двигателем КамАЗ-740.

Ярославский моторный завод разработал семейство мощных ди­зелей для карьерных самосвалов. Среди них двенадцатицилиндровый ЯМЗ-8401 мощностью 650 л. с, ос­нащенный турбонаддувом. Для ма­гистральных автопоездов предназ­начен другой, 260-сильный дизель КамАЗ-7403-10, который также име­ет турбонаддув.

Дизели для перспективных лег­ковых машин включены в планы конструкторов Волжского автомо­бильного завода и других предприя­тий. Ряд опытных образцов таких двигателей создан в годы десятой пятилетки специалистами НАМИ.

В целом применение дизелей оз­начает не только существенное сок­ращение расхода жидкого топлива в масштабах страны, поскольку они потребляют на 25—30% мень­ше горючего, чем карбюраторные двигатели, но и немалую экономию средств, так как дизельное топли­во дешевле бензина.

Программа развития автомоби­лестроения, охватывающая период до 1990 г., предусматривает разра­ботку конструкций и освоение про­изводства малотоннажных грузовых электромобилей для городских пе­ревозок. После обширных исследо­ваний и экспериментов, которые ве­лись многими НИИ и заводами, предприятия УАЗ и ЕрАЗ начнут выпуск таких машин. Их примене­ние даст не только экономию жид­кого топлива, но и сыграет замет­ную роль в снижении загрязнения окружающей среды. Такой же эф­фект принесет использование новой модели «Волги» ГАЗ-3102 с двига­телем, работающим по форкамер-но-факельному процессу.

Большие перспективы снижения уровня токсичных выбросов имеет внедрение автомобилей, для дви­гателей которых топливом служит газ — сжиженный или сжатый. В дополнение уже существующим модификациям ЗИЛ-138, ГАЗ-52-07, ГАЗ-53-07 будут выпускаться ' но­вые машины, в частности, ГАЗ и ЗИЛ планируют производство авто­мобилей, топливом для которых бу­дет служить сжатый газ.

В период 1981—1990 гг. на пред­приятиях нашей автомобильной про­мышленности будет расширен ти­паж специализированных машин. «Основные направления» предусма­тривают увеличение объема произ­водства и номенклатуры грузовых автомобилей с погрузочно-разгру-зочными устройствами, контейнеро­возов грузоподъемностью 20 и 30 т, рефрижераторов, цистерн для неф­тепродуктов, средств перевозки ско­та, птицы, живой рыбы и жидких комплексных удобрений грузоподъ­емностью 9—13,5 т, автолавок и специализированного транспорта для доставки грузов населению.

На выпуск специализированных автомобилей, в частности, фурго­нов моделей «3742» и «37421», ори­ентирован один из заводов в Баку. Вместе с ним будут наращивать выпуск продукции (изотермических фургонов, хлебовозов, молоковозов и других подобных машин и прице­пов со специализированными кузо­вами) заводы в Арзамасе, Горьком, Грабове, Волгограде, Долматове, Каспийском, Карлове, Одессе, По­севной, Тарту, Тирасполе, Шумерле.

 
< Пред.

 

История автомобилестроения, история авто, ретро автомобили, старинные авто, авто 19 века, ремонт и эксплуатация авто, чип тюнинг © 2017