23.08.2017 Главная arrow Главная arrow Первые автомобили СССР
Главная
Автомобили 19 века
Автомобилестроение до 1917 года
Довоенные советские авто
Послевоенное производство автомобилей в СССР
Первые автомобили СССР
Оглавление
Первые автомобили СССР
Страница 2

28 июня 1918 г. на заводе АМО вы­ступил с речью В. И. Ленин. Он рас­сказал о положении в стране, о зада­чах, стоящих перед Советской Рес­публикой. Слова вождя революции вдохновили амовцев, вселили уверен­ность в свои силы, явились призывом к дальнейшей созидательной работе. Каждый, кто слушал его, понимал, что успешно решить эти задачи мож­но только при развитии своего, совет­ского автомобилестроения.

15 августа 1918 г. Высший Совет Народного Хозяйства на основании Декрета Совета Народных Комис­саров от 28 июня 1918 г. объявил все имущество завода АМО собственнос­тью республики, а 19 февраля 1919 г. были национализированы предприя­тия «Руссо-Балт», «3. А. Лебедев» и


«Русский Рено». Началось их восста­новление и дооборудование. Напри­мер, Русско-Балтийский завод в Фи­лях к концу  1919 г. был достроен: в его цехах было смонтировано 474 станка,   шли   подготовительные   ра­боты   к  производству   автомобилей. Предприятия     АМО      (Москва), «Руссо-Балт»  (Фили), «В. А. Лебе­дев»   (Ярославль),  «Русский  Рено» (Рыбинск),      «Бекос»      (Мытищи), «Аксай»   (Ростов-на-Дону)    и   эки­пажные  фабрики  «Ильин»  р  Моск­ве, «Иван Брейтигам» в Петрограде и другие постановлением ВСНХ бы­ли  объединены   17  февраля  1919 г. под руководством Главного правле­ния   Госавтозаводов   в  один   трест, который  должен   был   централизо­ванно управлять их работой. Рабо­та же сводилась к одному — ремон­ту.  Машины   привозили  со  свалок, так     называемых      автомобильных кладбищ, порой из нескольких  ма­шин комплектовали одну.


За 1919 г. АМО отремонтировал 66 автомобилей, бывший завод Ле­бедева—130, а «Русский Рено»— 124.  Значительную  часть  поступав

ших  на восстановление машин  со­ставляли   американские    автомоби­ли — полуторатонные  и  трехтонные грузовики    «Уайт».    Например,    в 1919  г.  АМО  получил  от  военного ведомства заказ на ремонт 250 трех­тонных «уайтов». Они довольно хо­рошо подходили к дорожным усло­виям  нашей  страны  тех лет,  отли­чались простотой устройства  и вы­сокой долговечностью. Ремонт «уай­тов»  вели  также   на   Путиловском заводе в Петрограде. Осенью 1919 г. путиловцы   получили   задание — пе­реоборудовать партию бронеавтомо­билей   «Остин»   на   полугусеничный ход  по  системе  А.   Кегресса.  Враг в    это    время    вплотную    подошел к Петрограду. Красная Армия ост­ро нуждалась в  бронеавтомобилях, выполнявших  боевые задачи,  кото­рые позже были возложены на тан­ки.  Для  перевозки  раненых,  связи со  штабами    наилучшим    образом подходили   автосани.   Дать   фронту полугусеничные  бронеавтомобили  и автосани — вот ответственная зада­ча, которая стояла перед коллекти­вом  Путиловского завода.  О  боль­шом  значении  автосаней  для  обо­роны    можно    судить    по    письму В. И. Ленина в Петроград от ^де­кабря    1919   г.    Он    запрашивал: «Нельзя ли заказать спешно 2 са­ней   (автосаней   кегресс)    тяжелых и 2 легких для Южфронта? Спешно. Ответьте».  А  во  втором  письме  от 23 декабря того же года Владимир Ильич   беспокоился:   «Почему   нет больше  кегрессов?   Лент,   говорят, больше 100?»

советские авто 

Немалый вклад в оборону моло­дой Советской республики внес и АМО. Помимо ремонта грузовиков, тракторов, мотоциклов он в январе 1920 г. получил задание на изготов­ление   моторов   для   первых   совет

ских   танков.   С   февраля   по   июль 1920 г. АМО собрал 24 двигателя, имевших   рабочий   объем   4,08  л   и мощность 35 л. с. АМО постепенно расширил   номенклатуру   узлов   и деталей,   которые  он   изготавливал для  ремонтируемых  «уайтов».  Вна­чале завод отливал блоки цилинд­ров   и   картеры,   делал   поршни   и кольца к ним, водяные насосы, кла­паны и пружины, радиаторы. Толь­ко   выпуск  шатунов,   коленчатых  и распределительных   валов    амовпы еще   не   освоили   в   1920   г.   Позже на  АМО  стали  выпускать  коробки передач   собственной   конструкции, шестерни   и   кожухи    дифференциа­лов, кузова,  бензобаки, колеса. Та­ким   образом,   завод,   по   существу, в  начале 20-х годов  вплотную  по­дошел к производству автомобилей. Учитывая    большую    потребность в  автомобилях,  которую  испытыва­ла  страна,  комиссия  по  восстанов­лению     крупной     промышленности под  руководством   В.   В.   Куйбыше­ва  в  марте  1921   г.  приняла  реше­ние     организовать     объединение — ЦУГАЗ    (Центральное   управление государственных   автомобильных за­водов),  куда  входили  7  предприя­тий. В решении комиссии содержал­ся   важный   вывод,    который   имел историческое значение для развития советской    автомобильной    индуст­рии:  «Признать  принципиально  не­обходимым   постановку   в    России автомобилестроения     в      массовом масштабе».  Перед   ЦУГАЗ   стояла нелегкая и в то же время почетная задача — начать   выпуск   на   своих заводах      автомобилей     советской марки.

Первым шагом в решении этой задачи должно было стать произ­водство автомобилей на 1-м Броне-танкоавтомобильном     заводе     (1-й

ТАЗ, бывший «Руссо-Балт» в Фи­лях), входившем в объединение «Промбронь». К 1922 г. на заводе закончилось восстановление и обо­рудование цехов, и Он приступил к ремонту грузовиков и бронеавто­мобилей. Одновременно в Филях с августа 1921 г. шло изготовление деталей и узлов для собственного производства легковых автомоби­лей.

Первый советский легковой авто­мобиль «Промбронь» (табл. 2) был собран    предприятием    8    октября

1922  г. Он представлял собой усо­
вершенствованный
         «Руссо-Балт
С24/40» восемнадцатой серии: иной
выпускной коллектор, новая конст­
рукция водяного насоса и вентиля­
тора, укороченная база, наличие ге­
нератора для. освещения, редуктор
заднего моста с измененным пере­
даточным числом. Все детали ав­
томобиля, за исключением под­
шипников качения и карбюратора,
были изготовлены у нас в стране
из отечественных материалов. Ма­
шина была подарена председателю
ВЦИК М. И. Калинину. На тор­
жественном митинге, посвященном
этому событию, он сказал, что
«...выпуск 1-го автомобиля проби­
вает первую брешь в нашей техни­
чески слабой стране. Одна ласточ­
ка весны не делает, и потому 1-й
выпущенный автомобиль должен
явиться лишь звеном огромной
цепи...»

Вслед за первым автомобилем из ворот 1-го БТАЗ вышли еще четыре такие же машины. Две из них успешно прошли  испытания в

 

1923     г. во время Всесоюзного ав­
томобильного пробега (1990 км).
Однако из-за изменения профиля
производства 1-го БТАЗ дальней­
ший  выпуск   машин   прекратился.

ЗИЛ



 
< Пред.   След. >

 

История автомобилестроения, история авто, ретро автомобили, старинные авто, авто 19 века, ремонт и эксплуатация авто, чип тюнинг © 2017